МБОУ ООШ с. Марьяновка
с Марьяновка, Кировский район, Приморский край
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

     «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

     В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

     Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ — грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

     3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

     4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

     5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

     6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Информация о прохождении программ повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности ответственными за формирование функциональной грамотности по направлениям МБОУ "ООШ с. Марьяновка"

    План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "ООШ с. Марьяновка" на 2024-2025 учебный год

    • Планы работы по формированию функциональной грамотности

    Кураторы по функциональной грамотности 2024-2025г.

    Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МБОУ "ООШ с. Марьяновка"

    План работы методического объединения учителей начальных классов на 2023-2024 год по формированию функциональной грамотности.

    План работы МО учителей начальных классов на 2023-2024 год по формированию функциональной грамотности.

    План работы школьного методического объединения учителей предметников МБОУ «ООШ с. Марьяновка» по формированию функциональной грамотности.

    План работы МО учителей предметниковпо формированию читательской грамотности.

    План работы МО учителей предметников МБОУ «ООШ с. Марьяновка» по формированию и оценки финансовой грамотности.

    План работы МО учителей предметников по формированию и оценки математической грамотности.

    План работы по формированию и оценки глобальной компетенции обучающихся.

    План работы по формированию и оценки естественно-научной грамотности.

    План работы по формированию и оценки креативного мышления обучающихся.

    Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов.

    Протокол МБОУ ООШ с. Марьяновказаседания школьного методического объединения учителей - предметников по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся.

    • Рабочии программы по формированию функциональной грамотности

    Программа 1 класс

    Программа 2 класс

    Программа 3 класс

    Программа 4 класс

    Рабочая программа модуля естественно - научная грамотность 5-9 класс

    Рабочая программа модуля креативное мышление 5-7 класс

    Рабочая программа модуля математическая грамотность 5-9 класс

    Рабочая программа элективного курса по читательской грамотности 5-9 класс

    Урок функциональной грамотности по истории в 5 классе, анализ урока, технологическая карта урока

    Мониторинг функциональной грамотности (октябрь 2023-2024 уч.г.)

    База данных о прохождении обучающимися 8 и 9 классов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы размещена в АИС «Сетевой город. Образование»

    Протоколы результатов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы обучающихся 8 и 9 классов размещены в АИС «Сетевой город. Образование»

    Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

    Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности

    Российская электронная школа

    Институт стратегии развития образования. Банк заданий

    Демонстрационные материалы

    Просвещение. Банк заданий по функциональной грамотности

    Открытые задания PISA

    Примеры открытых заданий PISA и задания по совместному решению задач

     Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ (edsoo.ru)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie