МБОУ ООШ с. Марьяновка
с Марьяновка, Кировский район, Приморский край
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

     «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

     Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ — грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

     3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

     4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

     5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

     6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Информация о прохождении программ повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности ответственными за формирование функциональной грамотности по направлениям МБОУ "ООШ с. Марьяновка"

    План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "ООШ с. Марьяновка" на 2024-2025 учебный год

    • Планы работы по формированию функциональной грамотности

    Кураторы по функциональной грамотности 2024-2025г.

    Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МБОУ "ООШ с. Марьяновка"

    План работы ШМО учителей начальных классов на 2024-2025 год по формированию функциональной грамотности.

    План работы школьного методического объединения учителей предметников МБОУ «ООШ с. Марьяновка» по формированию функциональной грамотности на 2024-2025год

    План работы МО учителей предметниковпо формированию читательской грамотности.

    План работы МО учителей предметников МБОУ «ООШ с. Марьяновка» по формированию и оценки финансовой грамотности.

    План работы МО учителей предметников по формированию и оценки математической грамотности.

    План работы по формированию и оценки глобальной компетенции обучающихся.

    План работы по формированию и оценки естественно-научной грамотности.

    План работы по формированию и оценки креативного мышления обучающихся.

    • Рабочии программы по формированию функциональной грамотности

    Программа 1 класс

    Программа 2 класс

    Программа 3 класс

    Программа 4 класс

    Рабочая программа модуля естественно - научная грамотность 5-9 класс

    Рабочая программа модуля креативное мышление 5-7 класс

    Рабочая программа модуля математическая грамотность 5-9 класс

    Рабочая программа элективного курса по читательской грамотности 5-9 класс

    ВУД_Программа-курса-внеурочной-деятельности. Функциональная-грамотность-ООО

    Кейсы по читательской грамотности

    Кейсы по естественно-научной грамотности

    Кейсы по математической грамотности

    Урок функциональной грамотности по истории в 5 классе, анализ урока, технологическая карта урока

    Конспект урока по русскому языку 9 класс

    Читательская грамотность 9 класс

    экспертный анализ урока 9 класс

    практические задания по математической грамотности

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

    Функциональная_грамотность_младшего_школьника_Реализация_внеурочной работы

    Мониторинг, анализ функциональной грамотности (2024-2025 уч.г.)

    База данных о прохождении обучающимися 8 и 9 классов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы размещена в АИС «Сетевой город. Образование»

    Протоколы результатов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы обучающихся 8 и 9 классов размещены в АИС «Сетевой город. Образование»

    Аналитическая справка по итогам проведения диагностических работ по функциональной грамотности в 6-8 классе МБОУ ООШ с. Марьяновка на сентябрь-октябрь 2024 год

    Аналитическая справка тренировочных работ, направленных на формирование метапредметных результатов освоения программы основного общего образования и функциональной грамотности учащихся 5-8 классов октябрь-ноябрь 2024г.

    Аналитическая-справка 5 класс ЧГ-26.09.2024г. МБОУ ООШ с. Марьяновка

    Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

    Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности

    Банк заданий по формированию функциональной грамотности (ВПР)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике